Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных институтов, заинтересованных в их реализации.
Условием, определяющим необходимость появления проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.
Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.
Успешность проекта зависит как от потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.
Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности проекта является сочетание спроса на данный вид деятельности и возможностей организации/учреждения, реализующих данный проект.
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Цель социального проектирования:
· привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
· повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
· формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;
· закрепление навыков командной работы;
· совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Главное – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.
Инициаторами социального проекта должны быть сами учащиеся, для чего:
1. Выявляют одну из социальных проблем местного сообщества.
2. Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы.
3. Проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта;
4. Разрабатывают проект
5. Обращаются в заинтересованные организации с просьбой поддержать проект;
6. Реализуют свой проект.
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
· этапы и конкретные сроки их реализации;
· четкие и измеряемые задачи;
· конкретные и измеряемые результаты;
· планы и графики выполнения работ;
· конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Технология разработки социального проекта:
Разработка социального проекта, его подготовка к реализации Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. Определение целей и задач социального проблема. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. Составление детального плана работы. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. Составления бюджета проекта. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
2. Реализация разработанного проекта Составление деловых предложений по разработанному проекту. Поиск делового партнера для реализации проекта. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. Контроль и оценка выполнения плана. Корректировка реализации проекта.
3. Подведение итогов работы над проектом. Анализ результатов работы по проекту. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты.
1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.
5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Риски
· отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;
· переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей;
· провозглашение идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников,
· отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Проект, как правило, включает: Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной и решаемой проблемы). Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач. Механизм управления, квалификация персонала. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий). Характеристика и способ оценки планируемых результатов. Смета. Материально-техническое обеспечение.
Цыбикова Н.Д.
|