Пятница, 03.05.2024, 17:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Цыбиковой Нимасу Данзановны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Экскурсионный маршрут "история улуса Шибертуй"
18.02.2013, 10:47
Введение
В последнее время из средств массовой информации мы слышим о туризме в нашем регионе всё чаще и чаще. А связано это с тем, что 2013 год объявлен годом туризма. Много запланировано мероприятий. В числе предстоящих мероприятий в Бурятии – пройдет форум «Байкальское гостеприимство». В рамках этого форума туристические фирмы предлагают свои услуги по различным направлениям и видам отдыха: экологический туризм и экскурсионные туры, бизнес-туризм и туры на лечение, спортивный и экстремальный туризм, детский и молодежный отдых, индивидуальный отдых, событийный и сельский туризм и многое другое. Остановимся на сельском туризме. Сельский туризм – это особый вид туризма, объединяющий формы организованного и неорганизованного отдыха туристов в сельской местности. Сельский туризм – это экология, неподдельная чистота природы и людей, тишина, чистота воздуха и натуральность продуктов, размеренный быт, отсутствие спешки, домашняя атмосфера, возможность почувствовать свои корни, истоки, очищение души и тела, ощущение близости с природой. Тема нашей работы актуальна если не для каждого, то для многих из нас. В любом уголке России можно найти удивительные места. Я решила провести вас по своему селу, объяснив происхождение отдельных его уголков. И я думаю, что смогу узнать при этом историю моей малой родины. Эта моя гипотеза. Цель моей работы: разработать экскурсионный маршрут по улусу Шибертуй для того, чтобы узнать некоторые моменты истории моего улуса, его сегодняшний день и познакомить с его достопримечательностями и историей гостей.
 Задачи:
1. Провести социологический опрос среди местных жителей и сделать анализ
2. Определить интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое улуса Шибертуй.
3. Изучить и описать выявленные объекты.
4. Разработать экскурсионный маршрут
5. Создать видеоряд с музыкальным сопровождением в целях ознакомления с жизнью своего села
6. Оформить рекламный буклет-приглашение и распространить его
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты работы могут быть использованы школьным музеем и возможно туристскими фирмами, работающими в данном направлении.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования: информационный, социологический, описательный, аналитический - изучение литературы, работа с письменными источниками, архивными документами, исследования картографических источников, личное посещение, встречи и беседы с жителями села.
Объектом исследования является история села, а предметом - места, отражающие прошлое и настоящее улуса. Шибертуй- родное село
Свое исследование я начала с вопроса «Какие объекты и места в улусе Шибертуй вы считаете историческими и наиболее привлекательными для туризма (экскурсии)?» Дали свой ответ на 23 ноября 78 жителей. Не видят перспективных объектов для туризма 1,8 % проголосовавших, считают им ельник, с произрастающей голубой елью 0,7 %, школьный музей – 1,4%, сам Шибертуй и его архитектурные объекты – 3%, Аршан – 3,1 %, Дацан -23,9% , село Шибертуй как родину поэта Д.А.Улзытуева и места связанные с его именем – 59, 2 %. Что ж, пройдемся по Шибертую и посмотрим, чем могло бы привлечь туристов само село. Далее мне интересно было узнать, знают ли наши жители, в каком году образовался улус, знают ли происхождение названия нашего улуса, названий наших улиц и т.д. Результаты опроса показали, что большинство (63 человека из 78) не знают. Когда я начала исследование, то столкнулась с трудностями. Источников важных информаций о нашем селе и наших земляках не так уж и много. Нет исследований кроме тех, которые проведены нашим школьным НОУ в работе «Этническое прошлое бичурских бурят». Население в 1478 человек улуса Шибертуй составляют русские и буряты. Селение Шибертуй образовали четыре сына шуленги Борсоя – Баата, Бадма, Бамбар и Улзыта - потомки хаоцайского рода хоринских бурят. До революции бурятские поселения имели вид маленьких деревушек, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Они, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, назывались хотонами. В большинстве случаев в хотоне объединялись малые раздельные семьи, вышедшие когда-то из одной большой. В первые годы Советской власти еще сохранялись хотоны и улусы. В период коллективизации они начинали исчезать и на их месте возникали новые улусы и деревни. Этого требовали интересы организации коллективного труда. Образование колхозных центров шло путем слияния старых хотонов. Так, улус Шибертуй – центр колхоза «КИМ» образовали жители десяти хотонов: Нарин Загана, Мухаршэбэра, Зуун бэе, Баруун бэе, Шибэртэ, Топхон хотона, Бэлшэра, Доодо булага, Дабаатын адага и Заганай адага. [4]. Кто и как выбирал место нового поселения никто не знает. Но, несомненно, оно расположено в живописной местности. Многие приезжающие восхищаются красотой нашего края. С северной стороны его защищают от ветров лесистые горы Улан_Хада, Эрэн-Хада, они являются отрогами Заганского хребта. На южной стороне улуса лежит широкая долина Хужак, где расположены пастбища, на которых пасется скот, отыскивая почти круглый год обильную еду, и сенокосные угодия наших жителей. На юго-востоке возвышается Хайранга, обширная и лесистая гора. С высоты гор, окружающих наш улус, видны окрестности Шибертуя – это прелестнейшее место на нашей земле, богатое лесами и прекрасными природными ландшафтами.Улус наш получил название от речки Шибертуйки, легкой горной речушки,являющейся правым притоком Хилка. [7]. Шибертуй от бурятского шибэр – «грязь, болото», шибэртэй – «грязное, заболоченное место», Шэбэр – чаща, густой лес, лесная глушь (с преобладанием ельника и лиственницы) [7] Итак, начинаем свое путешествие по карте - путеводителю, составленному мною с помощью респондентов по определенным объектам и местам Шибертуя
 Хутэл
«Шибертуй – родное село… Тихо еду Уздечкой звеня, И поскрипывает седло Моего вороного коня...». Эти строки Дондока Улзытуева являются своеобразной визиткой нашего улуса, также как и местность Хутэл, на вершине которого стало традицией встречать гостей не только нашего села, но и всего Бичурского района. Как только поднимемся на Хутэл, перед взором предстанет живописная панорама улуса, родины не только пяти поэтов, влюбленными сердцами воспевших природу Шибертуя, родной Бурятии, но и многих известных моих земляков, прославивших наш улус. При встрече с этим местом, в нас рождается чувство сродни тому, что вдохновляло наших поэтов. Когда забираешься на гору, над селом, подолгу смотришь оттуда на Шибертуй и всякий раз затеваешь спор: на эту гору поднимались они или на ту, чтоб рождались строки их стихов, а потом осознаешь, что только здесь, в окрестностях облюбованного нами места, могли найти такие слова наши поэты – певцы родного края. Вот их имена: Дондок Улзытуев, Цырен_Дондок Хамаев, Цырен-Дондок Шагжиев, Владимир Жалсанов, Бальжи-Нима Намдаков. Спустившись с Хутэла, отправимся в наш Дацан через наш уникальный Ельник.
Ельник Еще одна достопримечательность нашего села Ельник, делящий улус на две части «Баруун бэе» и «Зуун бэе» - у
никальный памятник природы с голубыми елями, находящийся под охраной школьного лесничества. Наш Бичурский район, так и наш улус находятся в охранной зоне озера Байкал. По левому краю ельника через все село протекает речушка Шибертуйка. Растет в еловом лесу голубая ель - это ель сибирская голубая- Picea obovata var. coeurulea Malysch. Их не очень много. Ель любит благоприятный влажный прибайкальский климат. По своей биологии ель голубая может переносить и значительную сухость воздуха. Сохранение голубой ели, которой угрожает полное исчезновение, вполне реально в резкоконтинентальном климате Хилокской котловины при вмешательстве человека и принятии ряда специальных мер, считает коллектив кафедры ботаники Бурятского Государственного Университета в составе директора института экологии; заведующего кафедрой профессора доктора биологических наук Б.Б. Намзалова; доцента, к.б.н. Л.К. Бардоновой; старшего преподавателя. К.б.н. Р.А. Балдаевой. В своей брошюре «Уникальный ельник в долине Хилка» они поднимают вопрос о создании памятника природы республиканского значения «шибертуйский ельник», где произрастают голубые ели и травянистые растения, подлежащие охране. Ельник уникален и это подтверждается тем, что в нем произрастают, начиная от исчезающей редкой голубой ели до внесенных в Красную книгу травянистых растений. Среди них: лилия даурская, черногрив, рододендрон даурский (багульник), купальница и лекарственные травы: чабрец, пижма, бадан, термопсис, тысячелистник, багульник, черемуха, боярышник, шиповник, кровохлебка, иван-чай, можжевельник, одуванчик, папоротник, полынь каменная, ревень, солодка, тмин, хвощ полевой, чага, черемша, чистотел – вся эта изумительная красота находится в окрестности нашего улуса. [7]
 Дацан
В местности близ священной горы Улаан-Хада, у подножия которого бьет целебный Аршан, построен дацан Даша-Лхундублин. Он в нашем Бичурском районе единственный. Его открытие состоялось 16 октября 2010 года. Строился дацан методом народной стройки. Ни одна семья в Бичурском районе не осталась в стороне, и каждая внесла посильную лепту, большую помощь в строительстве дацана оказали известные выходцы из Шибертуя и Бичуры. Дацан имеет богатейшую и интересную историю. Первый дацан в Бичурском районе был построен в далеком 1828 году и назван Хохюртайским, по месту расположения, близ села Амгалантуй. Первым ширээтэ дацана стал гэлун-лама Сультим Дэлгун. В начале 1831 года Хохюртайский дацан был одним из десяти дацанов на территории Хоринской степной думы. В 1834 году прихожанами дацана были буряты из среднехилокской долины — 5062 человека, из которых 150 были ламы, проживающие в дацане, а также около 40 степных лам. Ламы дацанов различались по роду занятий — это лекари тибетской медицины, изгонители злых духов — гурумчины, знахари и простые ламы. Знаменит этот дацан был своими пятью храмами. Паломников особенно приводили в священный трепет два храма, где были сделаны изображения рая — диважин и гандан. Третий храм был обставлен статуями Будды и догшитов из позолоченной меди В 1919 году в дацан пригласили из Цугольского дацана только что вернувшегося из Тибета Гантирва-ламу Норбоева. В необыкновенно торжественной обстановке прошла церемониально-обрядовая встреча Гантирва-ламы. Его несли на руках в качалке священнослужители в белых одеяниях. В дацане собралось более 1,5 тысячи прихожан и лам. Ровно три дня он читал народу священную проповедь — Учение Будды и Цзонхавы о сохранении мира и спокойствия, о накоплении благих заслуг в этой жизни для будущих хороших перерождений. В конце он отслужил специальный молебен во имя счастья и спокойствия. В знак символа осуществления всех пожеланий Гантирва-лама переименовал Хохюртайский дацан в Амгалантуйский, а речку Хохюрта - в речку Амгалантуй. «Амгалан» в переводе с бурятского означает «мир и спокойствие». В 1930-е годы дацан был разрушен как и все дацаны. И вот в 2006 году бичуряне решили возродить былое, свои традиции. Построен трехэтажный дацан – один из достопримечательностей нашего улуса [6]
 Аршан
Когда направляешься со стороны села к местности Аршан, обычно с ранней весны до поздней осени наблюдаешь гамму цветений трав, начиная с фиолетово - лилового подснежника и кончая пурпурно-розовым иван-чаем. На каждом шагу по дороге встречаются то ая-ганга, то хонхо - сэсэг, то саранки. Багульник, произрастающий в местности Аршан, свидетель истории многих поколений шибертуйцев, радовавшихся его цветению и чудесному аромату. « Я из сердца Улан-горы Пью, Склоняясь, Аршан целебный. Припадаю к желобу я, Пью и пью я- А всё мне мало! Как целует меня струя Если бы ты меня так целовала!»- писал Д.Улзытуев. «Аршан» означает «святая вода». У нас все минеральные источники называют аршанами, подчеркивая уважительное отношение к ним. Местные жители верят в чудодейственную силу аршана. Когда пьешь ее, то чувствуешь воду поразительно вкусной, холодной до ломоты в зубах. Попробуйте! Вот только такая вода может бить ключом из сердца Улан – Хады. Улан-Хада Улан-Хада – священное место, место поклонения сельчан. Каждый год традиционно в течение многих лет мои односельчане собираются на вершине Улан-Хады на обряд «Обоо тахяалга». Далее наш маршрут проходит через улицы Платонова и Гармаева к Памятнику, павшим в Великой Отечественной войне.
 Памятник
 На центральной площади села установлен памятник, увековечивший память о воинах – шибертуйцах, погибших в Великой Отечественной войне. Ежегодно 9 мая собираются у памятника ветераны войны и труда, возлагают венки. Их чествуют жители села и школьники. В годы Великой Отечественной войны защищали родину 152 шибертуйца. Домой вернулось 102 человека, пройдя весь ад военного времени. Выходцы Шибертуя отважно сражались на фронтах Великой Отечественной и почти все вернувшие имели ордена и медали. Не покладая рук трудились для Победы и те, кто остались – женщины, дети- подростки. Далеко в тылу, за многие тысячи километров от громыхающего день и ночь фронта, труженики улуса Шибертуй, как и все советский люди, затянув туже пояса, сжав зубы, поднатужившись, днем и ночью трудились на полях и фермах, добывая хлеб, мясо, молоко, овощи, яйца, шерсть. Все это нужно фронту. «Была в то время строжайшая дисциплина, никакой разболтанности, обязательное выполнение плана, за пять минут опоздания на работу – штраф, суд», - вспоминают ветераны тыла. Из воспоминаний Гомбожаповой Цыпилмы : (1923 г.р.) «В пору уже нашей юности началась эта проклятая война. Нам пришлось тяжело. Мужчины все ушли на фронт. Мы выполняли все работы: смотрели за скотом, пахали землю – девушки учились на курсах трактористов и садились на трактора и комбайны во время страды. Они выполняли свои нормы по пахоте и получали благодарственные письма от правительства, которые бережно хранят до сегодняшних дней. Особенно напряженно работали во время сеноуборки: с раннего утра за бригадой косарей копнили и стоговали сено: каждому давали норму – 100 копешек в день. Вечером за мной были закреплены 15 голов коров, которых я должна была подоить» [5] Приведу строки одной типичной автобиографии нашего земляка – участника войны Степанова Леонида Николаевича: «Я, Степанов Леонид Николаевич, родился в 1919 году, 25 февраля в пос. Заганский Станок Бичурского района БМАССР в семье крестьянина-середняка. Мои родители до Октябрьской революции и после революции занимались сельским хозяйством, в 1930 году вступили в колхоз им. Буркавполка бывшего Мухоршибирского района, ныне Бичурского района БМАССР. Мой отец Степанов Николай Апполонович был организатором колхоза «Буркавполка» и первым его председателем и проработал в должности председателя до 1933 года. В январе 1933 года он явился жертвой ежовщины и в этом же году умер в Улан-Удэнской тюрьме. Дело по обвинению моего отца пересмотрено Президиумом Верховного суда БМАССР 13 апреля 1957 года, и он посмертно реабилитирован. В 1926 году я поступил во 2 класс Шибертуйской начальной школы и окончил её за три года в 1929 году. С 1929 по 1931 годы не учился, т.к. окончил 4 класса, когда мне было 9 лет, в ШКМ тогда принимали детей с четырнадцатилетнего возраста. В 1931 году поступил в Мухоршибирскую НСШ, а в 1933 году, будучи учеником 6 класса, оставил школу в связи с арестом отца, не имел материальной возможности для продолжения учебы. С 1933 по 1934 год вместе со своими младшими тремя братишками и сестренкой ходил по миру среди местного населения. В1935 году поступил в 7 класс Бичурской НСШ и окончил её в 1936 году. В 1936 голу поступил в Улан-Удэнский педрабфак и окончил его в 1938 году. В 1938 году поступил в Бурят-Монгольский Государственный пединститут на факультет русского языка и литературы и, будучи студентом 4 курса, в феврале 1942 года был мобилизован в армию. До 1943 года служил в городе Чите, Мальте Иркутской области, в Бершети – Молотов (областной) и с 1943 года в действующей Армии 1го Белорусского фронта до окончания войны. Во время Отечественной войны был два раза ранен и один раз контужен. В армии был рядовым, командиром отделения, старшиной роты, комсоргом батальона, парторгом батальона, и заместителем командира батальона по политчасти. Демобилизовался из армии в августе 1946 года по болезни с должности замкомбата по политчасти в чине младшего лейтенанта. 12.11.1957 года. Л Степанов» [5] От Памятника отправляемся в школу. Школа Школа во все времена была зеркалом своего времени и система образования в селе связана как с общими изменениями, которые происходили в стране, так и с особенностями данной образовательной территории, уклада жизни села, с его традициями. Все это можно проследить, изучая пожелтевшие листы различных документов, оживляя старые фотографии, воспоминания учителей и выпускников школы разных лет, находящиеся в школьном музее. Живая история нашей школы, жизненные достижения наших выпускников сегодня во многом определяют лицо не только нашего села, но и района, республики. В дореволюционные годы в наших улусах не было ни одной школы, почти все население было неграмотным. Только некоторые мужчины из богатых семей имели возможность изучать русскую и старомонгольскую грамоту, которую распространяли бродячие ламы из Амгалантуйского дацана. Так, представитель рода Салдай (hалдай) – Бандыев Намдык обучался старомонгольской грамоте у ламы Амгалантуйского дацана Ринчинова Бадмацырена, а затем поступил в Новоникольскую церковно-приходскую школу после чего он окончил два класса Читинской гимназии. Бандыев Намдык с Жигмытовым Сыретором, овладевшим русской грамотой во время ссылки на остров Сахалин, обучали детей только двум предметам: старомонгольскому языку и русскому языку. Со временем, когда русская грамота стала распространяться больше, дети из некоторых зажиточных семей стали выезжать в соседнюю русскую церковно-приходскую двухклассную школу в село Никольское (Тоотхото). Число учащихся из бурятских улусов не превышало там 5-6 человек, вскоре оно стало увеличиваться, некоторые способные учащиеся были отправлены в гимназию. Среди них были Цыденжап Дондубон (Ц.Дон) – будущий министр просвещения БМАССР и известный писатель – прозаик, один из основоположников бурятской литературы. В бичурских улусах впервые были открыты начальные школы: в Шибертуе, в Унго и Хайцагаре. Ни одна из этих школ не имела своего помещения, поэтому хошунное управление ежегодно арендовало частные дома за 5 – 6 пудов ярицы. (В одном из протоколов заседания Гочитского хошунного управления, датированного от 1 сентября 1922 г., указывается , что «Хошунуправлением в Шибертуйском улусе под школу за 5 пудов арендован дом гражданина Цыренова Нимы, дом гражданина Натрова Данзана и под учительскую квартиру, тоже за 5 пудов хлеба, дом гражданина Шойдонова Жигжита». Мухоршибирский райархив, отдел фондов, оп.1, д.№7, л.24) [4] Первыми учителями начальной школы были Мункоев Дашинима Мункоевич и Васильева Любовь Карловна. Они не только обучали грамоте детей, но и вели большую просветительскую работу среди взрослого населения В 2013 году наша школа отмечает 90-летний юбилей. И ее богатая история – это другая тема для исследований. Школа находится на улице Елаева. Путешествуя по нашему улусу, мы прошлись по улицам Платонова, Гармаева, далее посетим улицы Арсаланова, Дамбаева. Эти улицы названы в честь пяти коммунаров, которые оставили незабываемый след в истории нашего села. История наших улиц Драматические события 20-30-х годов в Шибертуе - это одна из многих страниц истории Шибертуя. В нашей памяти остались имена участников тех событий: Арсаланов - избач, Елаев – директор школы, Николай Платонов - милиционер, Дамдинжап Дамбаев,– секретарь комсомольской ячейки, Ширап Гармаев - заместитель председателя Заганского сомсовета навечно остались в памяти шибертуйцев, ибо их именами названы улицы села. Они были зверски убиты во время кулацкого восстания 3 марта 1930 года. [2] В описаниях кулацкого мятежа в материалах музея мы читаем: «Чего только не вытворяли бандиты, подвергая изуверским пыткам беззащитных юношей. Вырезали на теле звезды, отрезали уши, снимали кожу, пробовали даже пилить. Истерзанных, еле живых расстреляли на берегу Хилка. Тела погибших комсомольцев привезли в Шибертуй. Даже родственники не сразу могли опознать своих. Погибших в неравной схватке с почестями похоронили в Мухоршибири – райцентре на тот момент. И теперь там стоит памятник на их могиле. Так закончилось восстание в нашем селе. Но отголоски его не прошли бесследно для жителей села. [5] В эти годы из числа улусных активистов росли местные кадры, и из рядов впоследствии вышел ряд видных партийных и советских работников. Это талантливый бурятский писатель, и общественный деятель Цыденжап Дондубон (Ц.Дон), чье имя носит в данное время Шибертуйская школа, Даши Мункуев – первый учитель, впоследствии ставший юристом, в течении многих лет возглавлявший Верховный суд Бурятской АССР, Эрдэни Юндунов- член правительства республики, Дылгыр Гомбоев, Ендон Цыбиков, Цырен Цыбиков, Цырендондок Семенов, Цыденжап Цыбиков, - талантливые организаторы колхозного строя. [1] Улицы Улзытуева, Хамаева и Ц. Дона названы в честь наших поэтов и писателей, известных не только в нашей Республике, но и в стране. Улица, на которой родился Улзытуев - это одна из старых улиц улуса, и где-то в середине улицы находится дом, в котором жил поэт. Давайте заглянем вовнутрь дома. Там еще сохранилось кое-что из вещей, находившихся в обиходе: старый сундук, кровать, предметы деревенского быта. И выйдя из дома, прямо по улице мы вновь попадем в наш уникальный Ельник. Богат не только природными достопримечательностями, но и талантливыми людьми, народными умельцами-мастерами наш Шибертуй. Если вы заглянете в школьный музей, то пред вами предстанет вся история Шибертуя. Она не многим отличается от историй бурятских сел, но все же, есть в ней такое, что присуще только ей. За пределами работы остались многие события и люди, достойные самых высоких слов, заслуживающие доброй славы. Пока вот таковым я описала туристический и исторический потенциал Шибертуя. Привлечет ли село в будущем туристов, будет видно.
 Заключение
 Итак, проанализировав использованные материалы, мы пришли к выводу о том, что: · из данных опроса выяснили, что местные жители не в полной мере знают достопримечательности и историю своей малой родины, · в целях привлечения туристов в село разработали экскурсионный маршрут, позволяющий в короткий срок узнать основные исторические, культурные моменты села · оформили видео ряд и рекламу Хотим отметить, что в результате проделанной работы у нас зародилась интересная идея. Почему бы не снять видео фильм о селе, с применением местного фольклора, традиций, культуры. Но это тема отдельной работы
Категория: Мои файлы | Добавил: Shibertui
Просмотров: 2414 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск