Пятница, 03.05.2024, 19:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Цыбиковой Нимасу Данзановны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Из истории моей семьи
18.02.2013, 21:32

Введение

Часто ли мы задумываемся о своей семье?  Как много мы знаем о своих предках?  Какое место они занимали в обществе в свое время? Помним ли мы  хотя бы имена прабабушек и прадедушек?  Кто-то помнит, а для кого-то это лишняя информация – по крайней мере, они так считают. Я считаю, что знать историю своей семьи нужно и интересно, ибо мой девиз: «вперед в прошлое, чтобы познавать будущее».   Вот почему я решила написать о моих прадедушках, отцах моих бабушки  и дедушки. Изучая историю своей страны в истории нашей  семьи, мы сможем найти  ключи к жизни, найти свое место в обществе, что я считаю актуальным в наше время. Возможно, работа над темой  « Из истории моей семьи»  позволит мне сделать это  и положит начало в изучении моего рода, составлению родословной.

В основу моей работы об истории нашей семьи в истории страны, главным образом, легли воспоминания моих родственников,  воспоминания бабушки, беседы с родителями, работа в архиве,  составление  родословной. Я понимаю, рассказы пожилых людей не могут считаться абсолютной истиной, но что-то подтверждается документально, что-то фотографиями, часть информации подтвердили источники домашнего и республиканского  архива, а во что-то очень хочется верить

Целью  моей работы является рассказ о судьбах  близких людей,  которые сами по себе являются основой истории,   для чего поставила задачи:  собрать сведения и воспоминания о них,  изучить материалы семейного архива, описать  жизненный путь и деятельность моих прадедов по воспоминаниям,  сравнить данные воспоминаний с информацией источников.

 Объектом своего исследования я выбрала историю семьи, а предметом жизнь и деятельность  прадедов – простых  людей,  в   судьбе  которых отразились все наиболее важные страницы истории нашего государства.   Собранный мной материал  может быть использован в воспитательной работе в школе и пополнит одну из экспозиций нашего музея, что и подтверждает практическую значимость проделанной мною работы.

Новизна исследования заключается в использовании воспоминаний родственников, для изучения отношений власти и общества в качестве основного источника. Изучение воспоминаний и семейного архива позволяет погрузиться в прошлое, представленное во всей его сложности и многообразии.

В ходе исследования я применяла  такие методы, как изучение литературы, материалов СМИ, архивных материалов;  интервью, беседы.

 

Раднаев Данзан Раднаевич

Отец моей бабушки  Раднаев Данзан Раднаевич прожил долгую и трудную жизнь. Рассказ о нем я начну с архивной справки, которую мы получили на запрос о сведениях, хранящихся о нем.

       «ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия» сообщает, что в находящихся на хранении документах Бичурской избирательной комиссии имеется личное дело Раднаева Данзана, гражданина Бодонгутского сомона Мухоршибирского аймака БМАССР, уроженца улуса Амгалантуй.

       Постановлением общего собрания колхозников сельхозартели «Новый путь» Бодонгутского сомонного совета от 12 сентября 1933 г. Раднаев Данзан исключен из сельхозартели как кулак и «участник японо – семеновского отряда в 1920 г.».

       В справке Бодонгутского сомсовета от 18 сентября 1933 г. сообщается: «Раднаев Данзан по социальному положению кулак, участник мартовского кулацкого восстания 1930 г., за что осужден на пять лет лишения свободы органами ОГПУ. Имеет связь с сосланными кулаками Цыцыковым Дамби и др. Политически неблагонадежен».

       Постановлением  Бодонгутского сомонного совета от 18 сентября 1933 г.  Раднаев Д. лишен избирательных прав. В деле имеется характеристика Бодонгутского сомсовета на Раднаева Д. с указанием имущественного положения за 1920 г. и 1930г. И его заявление Мухоршибирское районное земельное управление с автобиографическими сведениями (копии прилагаются).

       Другими сведениями в отношении Раднаева Данзана ГБУ «ГАРБ» не располагает.

       Дополнительно сообщаем, что сведений в отношении Дубдановой Дулмы Дубдановны, 1906 г. Р., Данзановой  Шойбон, 1926 г.р., Данзановой Бальжимы 1929 г.р., не имеется» [3]

Из автобиографии мы узнаем, что он родился  в 1899 году в семье бедняка Доржиева Бадмацырена и в малолетнем возрасте был усыновлен гражданином Бодонгутского сомона Жигжитовым Радной (Шойсорон) и его женой Тогошей, который являлся ламой Амгалантуйского дацана, и как умелый хозяин сумел создать  большое хозяйство. Умер он в 1918 году, когда его сыну Данзану было чуть больше 18 лет. О матери Данзана, ничего неизвестно, но по рассказам моей бабушки,  трудолюбивая семья жила безбедно, продолжая вести хозяйство, хотя в  годы революции большое хозяйство ламы Шойсорона было распродано. Как настоящий умелый, трудолюбивый крестьянин,  Данзан  вел  свое неплохое хозяйство. Женился он  в 1924 году   на Дулме  Дубдановой из Гутая,  появился сын, который в последствии умер из-за тяжелой болезни, затем две дочери Шойбон и Бальжима.  

 О хозяйстве семьи мы узнаем из характеристики, данной Бодонгутским сомонным советом (дословно):  «… Имущество 20г. Лошадей, 15г. Круп. рог скота, 60г. Овцы и коза 110г. Покоса 13 га  сеяла 15 га. 27 год. Лошадей 10 г, круп рог скота 30 г., овцы и коза 50 г. Покоса 6 га, сяла 5 га.  30 году до выступления колхоза ему имелось лошадей 2 г., круп рог  скота 3 г., овцы и коза 10г. Покоса 3 га, сеяла 1 га» [3]

 Здесь же написано о том, что эксплуатировал наемный труд до 1929 года таких бедняков, как Цыбиков Буда, Ирдынеев Содном, Кауров Семен, Вакарин и его дочь.  Вменяя в  вину в том, что он активный участник мартовского кулацкого восстания 30-го года, потому что имел связь с кулаками,  с Лифоном - организатором  восстания  (из справки: «вместе с Лифоном ездил один год»), так же «он шел против Соввласти»,  его отец раньше жил как помещик, ведет «разлагательную работу  в рядах колхоза», его исключают из колхоза, как чуждого элемента, который сократил скот до вступления в него на 75%,  лишают избирательского права и осуждают на 5 лет лишения свободы.

В своем  заявлении в  Мухоршибирское районное земельное управление с автобиографическими сведениями от 16 сентября 1933 года просит  принять его обратно в колхоз, считая себя безвинно пострадавшим. [4]

30-е годы прошлого столетия вошли в историю, нашей страны как годы беззакония и произвела власти над людьми, в которых безвинно пострадали миллионы людей.

     Имеются официальные правительственные данные о том, что начиная с 1921 по 1953 годы, было репрессировано 38 млн. человек, это примерно столько, сколько погибло в годы ВОВ. Из этого числа 800 тыс. расстреляны. Это были, как правило, передовые рабочие, крестьяне, служащие, люди интеллектуального труда и различных вероисповеданий.

     Роковые времена для российского крестьянина наступили, начинания с 1930 года. Тогда, под непосредственным руководством Сталина, в стране начал осуществляться переход от политики ограничения и вытеснения кулака, к политике ликвидации кулачества как класса. По предложению Сталина разработка практических мер по ликвидации кулачества была поручена Молотову. Он и возглавил образованную 15-го января 1930 года комиссию для выработки мер в отношении кулаков. Одновременно в ликвидации кулачества были задействованы органы государственного политического управления (ОГПУ), народный комитет внутренних дел (НКВД). Созданный комиссией бесчеловечный режим, действовал «целенаправленно»: хотели испепелить лучшую трудовую часть нашего российского крестьянства, и даже их потомство. Благодаря их труду создавалось изобилие зерна в стране. В те годы страна продавала зерно, да и другую сельскохозяйственную продукцию во многие страны Европы. Раскулачивание крестьян привело к прекращению такой торговли. Зерно стали закупать в других странах. Новое государство уже не могло обеспечить себя сельхозпродукцией. Раскулачивание шло по стандартной отработанной схеме: арест, суд, наказание. Дом, хозяйство, имущество, скот- всё отбирали. Членов  семьи просто выгоняли из домов. Лишившись дома, они жили, где придется - в сараях, банях, в летних домах, у родственников и соседей. Но часто эта же «тройка» высылала семьи на поселения за пределы района, республики, где они нищенствовали. Это была каторга и не все выживали в таких условиях. Часто раскулачивали людей по анонимкам так называемых «стукачей», которые были в каждом селе. Их действиям чаще всего способствовала зависть к чужому благополучию. Эти люди, как правило, из-за лени не хотели, как положено,  работать, их хозяйства были в запущенном состоянии, они вели разгульный образ жизни. [5]

  Горькую судьбу раскулачивания испытали люди во всех селах нашего района. Одним из таких людей  был и мой прадед. Обрывистые воспоминания дочери Бальжимы Данзановны, 1929 года рождения, помогли восстановить жизнь семьи  во времена ликвидации кулачества.  

«Помню, как появились у нас дома чужие люди, и один из них с ружьем, стуча им об пол,  считал шубы из овчины, одежду семьи, когда другой, вынимая из сундука, кидал на пол. Увели весь скот, конфисковали все имущество. Оставили или отец спрятал коня с телегой, но помню еще,  как мы на телеге всей семьей ехали в Гутай, на родину матери, с надеждой, что нам хотя бы на время помогут. Это было ночью. Отец с матерью стучались в дома родственников,  но,  ни один из них не осмелился впустить  сына кулака. Все боялись. Видно не миновала нас участь ссыльных, так как я помню, что мы жили некоторое время в каком-то бараке, где было очень  много народа,   в Улан-Удэ».  [6]  . Каким образом семья оказалась в Нерчинске Читинской области, но там они жили несколько лет. В справке Бодонгутского сомсовета от 18 сентября 1933 года сообщается, что Раднаев Данзан осужден на пять лет лишения свободы органами ОГПУ, из чего мы делаем выводы, что он был выслан туда.

Там родилась еще одна дочь – Дынчигма. Можно только догадываться о тяжелой жизни семьи там. Отец сутками работал где-то, есть предположения, что на рудниках, поскольку в сообщении из архива Нерчинска  сказано, что там использовался труд осужденных. Условия жизни были таковы, что даже негде было сушить пеленки новорожденной,  приходилось оборачивать свое тело ими, чтобы их просушить.

Вера давала людям моральную силу и укрепляла дух, вселяя надежду на наступление лучшего времени, когда честный человек, несовершавший в жизни никакого преступления, будет защищен законом от произвола и местных и иных властей. И когда наступили эти лучше времена,  семья вернулась в свое родное село.

По воспоминаниям мой бабушки «по приезду, обустроившись в родном улусе, в первую очередь отец принес домой  «бурхана»- священную книгу Юм, которого видно оставил на хранение у дальних родственников, когда вынужден был уехать из родного села.  Оказалось, что ткань, которой были обернуты все тома книги, была использована дочерью той семьи. Она  сшила себе красивое шелковое платье. Видно они не знали, что нужно с почтением относиться к святыням, что существуют традиции, обычаи, правила обращения с ними, которые следует соблюдать. В настоящее время нет в живых ни одного члена этой семьи, да и девушка прожила недолго после этого случая». [1]  

В народе говорят, что это последствия их невежества относительно священных книг. Буддийская литература чтилась верующими,  и считалось непростительным грехом не только уничтожать книги,  но даже непочтительно с нею обращаться.  «Бурхан» - это  семейная реликвия, который во все времена охраняет весь род Данзановых и почитается всеми членами  семьи.   

Во время войны мой  прадед  значился тыловиком, работал в колхозе, так как пятно на биографии – раскулаченный не дал возможности быть призванным на фронт. Но он испытал  все тяготы военного времени на себе, так как ему приходилось работать и за тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Работал на полях колхоза трактористом, был кузнецом, животноводом. Вообще мой прадед – мастер на все руки. Вся мебель в доме было сделано его руками, некоторые сохранились и до сих пор. Умел шить, одежда и  обувь,  сшитые им,  радовали его детей, так как был он человек творческий, и модели, придуманные им,  ничем нельзя было отличить от фабричных. Война - это не преграда для реализации своей личности, это лишь преодолимое препятствие, с которым справились мои предки. О доблестном труде тыловиков и о тяжелой участи детей военных лет, я узнавала  из рассказов моих родственников.

Моя прабабушка, удостоившая звания «Мать - героиня» одной из первых в нашем районе,  умерла в 1964 году в возрасте 58 лет.  Младшей дочери тогда было только 10 лет и на плечи моего прадеда легли все семейные заботы, благо, что некоторые из детей  уже имели семьи и могли помогать в этом ему. Скончался прадед тихо, в возрасте 80 лет, с чувством исполненного долга, вырастив двоих сыновей и восемь дочерей.

«Отец не любил рассказывать нам  о временах репрессий.  Говорил, что не надо вам знать об этом. Поэтому подробностей жизни семьи в 30-е годы мы не знаем», - говорят дети, а их – Данзановых  (детей и внуков вместе с правнуками)  в настоящее время  190 человек. И все же личное дело раскулаченного Раднаева Данзана, находящееся в республиканском архиве позволяет представить, через какие перипетии жизни пришлось пройти его семье. Все дети, сохраняя традиции своей семьи,  собираются  в родном доме родителей, у внука Данзана – Алдара Петровича Данзанова, который бережно хранит как память о моем прадеде священную книгу Юм.

 

Будаев Цырен-Доржо Будаевич

История моей семьи продолжалась дальше; страницы перевертывались, переплетались с историей моей страны. Но за всю эту новую историю нашей семьи, историю войны никто ни на минуту не забыл. И о моем другом прадеде  Будаеве Цырен-Доржи Будаевиче  очень кратко в материалах школьного музея написано, что «родился в 1923 году в селе Шибертуй.  Призван в марте 1942 года.  Учился с марта  по октябрь в Сретенском военно-техническом училище. Лейтенант, сразу был отправлен  на Волховский фронт. Воевал   в составе 140 отделения стрелковой бригады, в должности командира стрелкового взвода с ноября по январь.

Во второй половине января 1943 года был ранен, лежал в госпитале под Вологдой. В мае 1943 года был направлен в распоряжение 358 полка 136 дивизии в должности командира стрелковой роты ( с мая по октябрь). Своими руками похоронил своего земляка Санжижапова Б.С. Служил вместе с Дондубон Цыдендоржи , Бимбаевым Цыден-Дамбой Бимбаевичем.

20 октября 1943 года при форсировании Днепра был тяжело ранен в левую руку, в бок. «Кто не умел плавать, многие погибли, меня спас Абдул Мухаметов». Лежал в госпитале в г.Тамбове до мая 1944 г. До конца войны служил в комендатуре г. Воронежа.

 Демобилизовался в январе 1946 г Награды: «За отвагу», «За Победу над Германией», Орден Отечественной войны I степени». [2]

Из рассказов  моего дяди и отца я узнала, что он родился  в местности Усть-Заган. В 1937 году окончил полный курс Шибертуйской 7 летней школы в улусе Шибертуй и поступил на  курсы учителей.  Окончив эти курсы,   работал в селе Харлун учителем начальной школы.

«В 1941 году,  когда началась война,  его призвали в армию. Воевал на Ленинградском фронте. Имеет боевые награды.

 В 1945 году женился на Бадмаевой Дулме. После войны в 1946 году работал в школе села Хонхолой учителем, с 1947 года,  уволившись из школы, начал работать в РайПО, завхозом. В 1949 году вновь служит в армии. Служил в городе Улан-Удэ, Пермском крае и в Иркутской области. В 1956 году уволившись из армии приехал в улус Шибертуй. В 1957-59 года работал в совхозе Бичурском председателем рабочего коллектива и с 1962-83 года до пенсии работал в сфере торговли:  председателем сельпо Заганского совхозрабкопа, затем  в 1966 году переведен в Селенгинский район, а в 1970 году в Хоринский район председателем ОРСа ( Отдел рабочего снабжения).  В 1983 году  выйдя на заслуженный отдых,  вернулся на родину в улус Шибертуй. Умер в 1995 году». [2]    

 В этих коротких строках биографии  моего прадедушки умещается весь его жизненный путь.

Время неумолимо: уходят из жизни солдаты Великой Отечественной войны и герои тыла, спасшие Россию и мир, - уходят в легенду и воспоминания. В те далекие годы  война коснулась каждого, ворвалась в каждую семью, как и в нашу.  Война… это слово ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Я никогда не видела войны, а знаю о ней из книг, рассказов, фильмов. Страницы, эпизоды военного   времени трогают до глубины души. А люди, жившие во время войны. Что с ними? Как они жили, что чувствовали?  И мне очень жаль, что кроме этих сухих строк об участии прадеда в войне,  мы ничего не узнали от него, ведь война оживает из воспоминаний людей, переживших эту пору.

  Сейчас еще есть люди, которые могут что-то прояснить. Но их становится все меньше. Из нашего села  ушли на фронт  152 человека, из них не вернулось 50.  [7]  Это получается, что каждый третий погиб или пропал без вести. Каждое воспоминание не просто история одной семьи – это часть, кусочек истории огромного государства и его Великого народа, и  только ему под силу подобные испытания. «Никто не забыт, ничто не забыто»,- каждый раз читая этот лозунг, я не задумывалась над его смыслом. Но сейчас, я задаюсь вопросом: «А помним ли? Помним ли настолько, чтобы не забыть передать эту память своим детям? Что мы скажем им через двадцать, тридцать, сорок лет, когда будет отмечаться 100-летие Великой Победы? Ведь, к сожалению, тогда уже не останется в живых участников этой страшной войны.

Каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувства благодарности к тем, кто защитил нас.  По официальным  данным, из ста человек, ушедших на ту войну, погибали девяносто семь.  Это очень страшные цифры. А те, кто выжил, как и мой прадед, были настоящими героями, потому что каждый день, проведенный на войне, - это подвиг. Мне очень хочется, пока есть время, как можно больше запомнить из рассказов своих родных о том страшном времени в нашей истории, потому что тех, кто прошёл эту войну, становится с каждым годом всё меньше и меньше.

 

 

 

Заключение

Все поколения моих предков - представители тех эпох, в которых они жили. Я рассказала только о двоих  из многих моих родных, и в их судьбах, как в капле воды, отразилась вся жестокая эпоха, не щадившая лучших своих представителей, которые закладывали кирпичики в фундамент здания сегодняшней жизни.  История любой семьи, уникальна точно так же, как удивительна жизнь каждого человека. Погружаясь  в прошлое каждой семьи, представленное во всей его сложности и многообразии, изучая воспоминания, избавляясь  от обезличенного подхода к истории страны, используя источники личного происхождения, мы осознаем, что судьба каждого человека  в его руках, хотя и зависит  от времени, в котором он жил. Я считаю, что мои прадеды достойно прожили свою жизнь.

 

 


Использованная литература и материалы

1.      Будаева Дарису Данзановна, 1944 года рождения, у. Амгалантуй

2.      Будаев Владимир Будаевич, 1938 года рождения, у. Шибертуй

3.      ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия» ФР-730 с. Оп.1. Д.421

4.      ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия» ФР-730 с. Оп.1. Д.422

5.      Гнеушев Ф. Один из миллионов, Бичурский хлебороб, №83-84, 2010.

6.      Данзанова Бальжима Данзановна, 1929 года рождения, у. Амгалантуй

7.      Материалы школьного музея

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Shibertui
Просмотров: 1501 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск