Пятница, 03.05.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Цыбиковой Нимасу Данзановны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Родословная жителей улуса Шибертуй
29.04.2014, 23:42

Введение

У каждого из нас  кроме родителей есть  родная земля, родной язык, родная культура и родная история. Уважение и почтение к своим корням, корням своего народа,  интерес к своим святыням в  настоящее время, мне кажется,  возрастает. Каждый из нас - связь, по меньшей мере, трех веков – это дедушка с бабушкой и их родители, мы со своими родителями, а в будущем  будут жить наши дети со своими детьми и внуками. В каждом ребенке - первое звено бессмертной цепи поколений. Связь поколений, сбережение, поддерживание огня в родовом очаге - это и есть питательная почва каждой семьи

Поэтому  значение  изучения истории своей семьи,  уходящей  в далекую  древность,  становится актуальной. Учитывая это,  я задалась целью исследовать этнические  «корни» родов, населяющих наше село. Их история изучена мало, данный материал не систематизирован, и потому проведение исследовательских работ в этой области является нужной и актуальной, представляет познавательный интерес для краеведов, и вообще для всех людей, любящих свою малую  родину. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному» [5] В этой работе на основе литературных источников, периодических изданий,   рассказов старожилов и знатоков истории Бурятии я попыталась выяснить,  когда появились и кто были предками жителей моего улуса, составить генеалогическое дерево семей.

Данные, собранные мною, представляют дополнительный источник при разрешении этнических связей русских и бурят с другими народами и родами. В изданиях  последних  времен:  энциклопедии «Бурятия», электронном учебнике «Буряадай тYхын зохёолнууд болон угай бэшэгYд» исчерпывающих данных о бурятах, населяющих Бичурский район, почти нет, тогда как история  родов бурят других районов  представлена более подробно.

Цель исследования: систематизировать исторические и этнографические сведения о формировании основных родов  на территории села, составить родословную жителей улуса Шибертуй.

Задачи:    сбор сведений об истории заселения улуса Шибертуй, изучение летописи семей  и составление родословных таблиц,  обработка материала и его описание.

Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, встречи и беседы с жителями села

Основным объектом изучения был избран улус Шибертуй, в котором я живу. В Шибертуе население смешанное, в  нём  324 семьи, из них – 227 составляют бурятские,  97 – русские, а предметом исследования является родословные жителей улуса

Глава 1.  О традициях составления родословных

Генеалогические - родословные легенды и предания: о происхождении бурятских племен, родов, родовых объединений и их расселении изучены многими учеными. При составлении родословных преимущественное внимание ими  уделяется не только на письменные источники,  но  используются такие устные источники, как родовые предания и родословные, сохраняющиеся по сей день в народной памяти. Так,  знаток и исследователь бурятских родословных Ц.Б. Цыдендамбаев писал: «У бурят существует давняя традиция учить детей запоминанию имен своих предков по отцовской линии со всеми ответвлениями в пределах семи или девяти поколений. Такая традиция связана с законом, запрещавшим вступать в брак лицам, кровнородственным между собой».

В 1970 г. С.П. Балдаев выпустил книгу на русском языке под названием "Родословные предания и легенды бурят", которая явилась результатом многолетнего научного общения автора с западными бурятами и представляет собой ценный труд, включающий вывод автора по его исследованиям. Он пишет: «...у бурятского народа было в обычае прививать детям любовь к родной старине, передавать им свои знания родословного древа, связанные с ним легенды, предания и сказания». Отцы и матери, особенно дедушки и бабушки рассказывали детям в доступной форме генеалогию по восходящей и нисходящей линиям»  

На семейных и общественных празднествах и торжествах, в присутствии многочисленных гостей, приезжавших с разных концов, иногда и за 100 верст, среди которых бывали знатоки не только своего рода и племени, но и многих других родов, обычно производили испытания детям... Стоя у стола в почтительной позе, дети  перечисляли своих предков по восходящей и нисходящей линиям, начиная с Буха-нойона и кончая самим собой, и обратно. Чтобы проверить твердость знания, слушатели спрашивали с середины генеалогии, а потом вверх и вниз... Сбившимся и запутавшимся детям советовали чаще обращаться к своим дедушкам и бабушкам, высказывали пожелания к будущему празднику потверже заучить генеалогию и свой репертуар.

На тех же семейных и общественных торжествах и празднествах... присутствовали молодые парни и девушки. Они также принимали деятельное участие в диспуте старшего поколения. Диспуты открывались с вопросов молодым гостям: «Откуда вы и какого рода?» За этим обычно следовала просьба: «Назовите родню по линиям отца и матери до пятого колена, включая самого себя — юhэн нагаса». Эта задача считалась трудной, не каждый мог выполнить ее. Трудность ее заключалась в том, родня по матери могла находиться не только в дальних родах, но нередко и рядом».

Такие традиции были и у бичурских бурят, которые являются потомками хоринских бурят. Эти традиции требовали составления родословных хроник, которые  вели шаманы, преследуя предотвращения  внутриродового кровосмешения,  обеспечения сохранности и передачи духовных и бытовых ценностей следующим поколениям.

О традициях русских  в своей статье «Мужик, ты кто?» Вячеслав Костиков пишет:  «В России порвана связь поколений. Фактически исчезло понятие преемственности поколений. История семьи при смене поколений всякий раз как бы писалась заново. Не важно было, кем являлись твои предки дворянами, купцами, царскими офицерами, протодьяконами, банкирами, крестьянами, бурлаками на Волге или рабочими на Путиловском заводе. У подавляющего числа россиян в графе «Социальное положение» значилось «из рабочих» или «из крестьян». Иные корни тщательно скрывались, ибо они затрудняли или блокировали доступ к высшему образованию  и карьере.   ….об этом молчали, все были детьми Ленина и Сталина» В советские времена люди скрывали свое  происхождение, чтобы не попасть под «железную руку» и мне кажется это и стало причиной того, что многие не знают свою родословную.   К сожалению,  традиции советского беспамятства или фальшивой памяти исчезают очень медленно. Это подтверждает мой опрос русского населения в нашем улусе. Из ответов на вопрос «Сколько поколений своих предков помнит каждый из вас?» получили максимум три-четыре, остальные чаще всего скрыты в глубине веков. По  данным опроса и по моей просьбе составить свою родословную из 16 учащихся нашей школы  почти никто не знает  историю своего рода. И всего 7% могут назвать имена своих прадедов и прабабушек. В то же время на вопрос «Почему мы не знаем свою историю?» ни один не ответил «Не хотим ее  знать», поэтому можно утверждать, что у каждого есть  желание узнать побольше о своих предках,   в последние годы это стало возможным, и более того, знание своей родословной постепенно входит в моду.

Традиции составлять родословные были не только у бурят, но и у русских.  Родословия царей, правителей, мифических героев существовали еще  в древности В России первые указания по генеалогии   относятся к 15 в. (сведения по родословиям в актах), а в 16 в. появляются первые частные родословцы или родословные росписи, заключающие списки членов одного рода или нескольких близких родов. Древнейший — "Государев родословец", относится к 1555. Впоследствии он дополняется новыми материалами. С уничтожением в 1682 местничества была учреждена Палата родословных дел (существовала до 1700). В Палате в конце 17 в. была составлена "Бархатная книга" — роспись наиболее знатных родов России. [7] Так что для тех, кто  хочет  начать искать свои корни могут найтись источники. Стоит лишь захотеть.

Выше я отметила первостепенное значение рода, семьи у бурят. По данным опроса среди наших школьников свою родословную знают 12, 7%, не знают более 25% респондентов, остальные осведомлены до 9 колена в разных процентных соотношениях, из них до 3 колена свою родословную знают 27%, до 5 колена 20. Те, кто знает до 9 колена – это почти все учащиеся, принимавшие участие в конкурсах «Дангина», «Гэсэр», так как этого требуют условия данных конкурсов.

Из этнического прошлого бичурских бурят

В состав этнотерриториальной группы хоринских бурят входили такие племена, как галзуд, хуацай, хубдуд, шарайд, гучид, харгана, худай, бодонгуд, халбин, батанай, саган, шоно, хэнгэлдэр. Хоринские буряты расселены на обширной территории, ограниченной с востока Яблоновым хребтом. Основная часть населения расселена в долине реки Уды, впадающей в Селенгу, в долине реки Хилок и его притоков к востоку от Селенги. [9]  

«Роды племени хори назывались именами своих родоначальников, сыновей Хоредоя

Хоринская степная дума состояла из 68 родовых управлений и 147 улусов»

Бичурские буряты представлены четырьмя  хоринскими родами: хуасай, шарайд, бодонгууд, гушад.. Представители каждого рода жили обособленно от остальных, в отдельных улусах.  У каждого рода было по одному призывному кличу, называемому «ура», по нему роды находили свое огнище. «С 1711 г. были следующие «ура»: у хуацай – хандагай; у бодонгутов – шиу-а, шиу-а; у шарайдов – хандагай; у гушидов – хандагай» пишет в своем  «Докладе о происхождении одиннадцати хоринских родов» в 1839 г. Доржо Дарбаев по заказу Ринчин-Доржо Дэмбилова. Это  является одним из наиболее ранних известных бурятских сочинений исторического характера. [10]

По преданию, существующему у бичурских бурят, предками хаоцайских улусов Бичурского района  были четыре сына шуленги  Борсоя (Борсой Ухаасай) - Баата, Бадма, Бамбар и Улзыта. [6].  Их мать, жена шуленги  Борсоя, после его смерти приехала к младшему сыну и через несколько лет умерла в его улусе.  Потомки хаоцайского рода в Бичурском районе  образовали селения Шибертуй, Гутай, Дабатуй и Заган.

У бурят в прошлом существовали хотоны - небольшие поселения, в которых жили большие семьи. На таком кочевом стойбище ставились юрты для главы семьи и отдельные юрты - для женатых сыновей. В ходе распада большой семьи, в хотонах стали селиться и другие семьи родственников, а также другие семьи из этого. В хотонах насчитывались обычно четыре-пять аилов - дворов, в некоторых местах их количество доходило до десяти-двадцати. Традиция родственников селиться поблизости друг от друга сохранялась и в советское время: они вступали в один колхоз, устраивали жилища на одной улице, по соседству [10]..

     К бытовым ценностям наши предки  относили наличие собственного жилища, большое потомство, особенно сыновей, которые продолжат род, и богатство, под которым подразумевалось большое количество скота. Наличие скота означало высокий социальный статус индивида, его состоятельность, интеллект, полноценность.

К началу XX столетия население села  стало  смешанным, пополнившись выходцами из других бурятских сел  и русскими переселенцами.

. В первые годы коллективизации одной из особенностей колхозного движения в Шибертуйском улусе являлось стремление организовать маленькие коммуны и артели на базе небольших поселений - хотонов, объединявших в основном родственников. Например, группа родственных семей хотона Бэлшэр организовала коммуну «Улан-Одон» [8.]. Таким образом,  возникли различные ТОЗы, небольшие артели, колхозы. В дальнейшем из них образовался улус Шибертуй.

 Генеалогия жителей улуса Шибертуй

Обращаясь к родословным хоринских родов, Ц.Б. Цыдендамбаев считает, на основании указаний летописей хоринских бурят, что со времени легендарного предка Хоридоя прошло 5 1 —5 2 поколения. Между тем,  в родословных таблицах хоринцев значится всего лишь 20 с небольшим поколений хоринцев. Следовательно, около 30 поколений предков стерлось в памяти людей. Ученым – составителям родословных бурят,  удалось собрать значительное количество родословных, насчитывающих до 18—20 поколений. Имеются такие же данные и в нашем распоряжении. Если считать время одного поколения 25—30 лет, то родословные предания охватывают по меньшей мере 500—600 лет. Родословные, записанные Бадмацыреновым, содержат в основном не менее 10—14 поколений. Даже в том случае, если информатор называет менее 10 поколений, это не всегда можно принимать буквально, так как мы не уверены в количестве пропусков между поколениями.
При составлении родословной односельчан мы положили в основу устные предания, так как они дают более полную картину, чем письменные источники, где административный род во многих случаях поглощает другие рядом существующие родовые группы.

Опросом  были охвачены почти все семьи нашего улуса и на этом материале составлены генеалогии нескольких родов. (см. Приложение)

Очень ценным материалом  для своей работы я считаю самодельную книжку «Угай бэшэг», где на первой страничке дано пояснение к ней. Написано, что эту родословную написал  житель  улуса Шибертуй  Шоймполой Митав на старомонгольском языке в 1951 году, а  ее перевод сделал в 1980 году в июле  житель села Гутай  Бадмацыренов  Бато (Будажавэй Бааhата) и дарит Цыбикову Ендону Цыбиковичу с пожеланиями: (дословно) : «Многоуважаемый Ендон Цыбикович! В знак нашего дружелюбия дарю Вам Угай бэшэг», чтобы наши дети знали свое потомство и продолжили запись. С уважением Б. Бадмацыренов. 25.08.1982 г.»

Кроме этого я нашла в семье Цыбиковых родословную, написанную на старомонгольском языке, отсканировала. Эта родословная схема написана на отдельных листочках, изрядно потрепана, пожелтела вся, из чего я делаю вывод, что этому документу лет 50. Видимо в Шибертуе у кого – то в семье были сохранены бурятские летописи. 

С конца 17 в. буряты пользовались старомонгольским вертикальным алфавитом. В 1905 был разработан ламой Агваном Дорджиевым (Агваандоржийн) своеобразный литературный извод, на котором велось делопроизводство, обучение грамоте.

 Писались исторические хроники и родословные («бурятские летописи»): у селенгинских бурят составитель И. Ломбоцыренов (1868), у хоринских и агинских – И. Тобоев (1863), В. Юмсунов (1875), Хобитуев (1887), у баргузинских – Н. Сахаров (1887).

Таким образом, можно сделать вывод, что в прошлом буряты пытались  сохранять информацию о своих корнях в течение многих поколений и веков. В вышеуказанном «Докладе о происхождении одиннадцати хоринских родов» даны генеалогические таблицы потомков родов галзут, харгана и хуацай, потомков Хоридая от двух его жен. В начальной редакции сохранились родословные 1839 г., которые представляют собой генеалогии родовой знати, составленные, по всей вероятности, в целях определения потомственных наследников родоправителей того времени. Возможно,  источником найденных мною материалов и являлись эти таблицы.

Итак, улус Шибертуй населяют потомки четырех сыновей  Борсой Ухасай - Баата, Бадма, Бамбар и Улзыта. На вопрос «Потомками какого рода вы являетесь?» шибертуйцы в основном отвечали:  hалдайтан, топхонтан, оршоонтан, турутан, тэгшэтэн, оодонтон – это сыновья и внуки этих четырех братьев.

В последние годы, когда начали  возрождать обычай  «обоо тахилган», каждый год, начиная с июня месяца по составленному расписанию, жители,  собравшись родами, проводят обряд поклонения своим родовым поместьям. Обоо тахилган уходит корнями в далекое прошлое. Нынче в Шибертуе живут потомки родов хоринских бурят: ходортов, ногоохонтон, нохойтон, хадуутан, топхоонтон и др. Все они принадлежат различным семьям, поклоняются духам предков на месте бууса или тоонто, где раньше жили их праотцы.

Нынче в Шибертуе живут Бадмаевы, Будаевы, Цыбиковы, Зандраевы из рода hалдай;hоодортон -  это Гомбоевы, Дамбаевы, Цыбеновы; Цыбиковы, Очировы, Эрдынеевы Гатыповы Цыдыповы, Цыденжаповы, Улзытуевы – из местности Бэлшэр;  Цыбеновы, Базаровы, , Шоймполовы, Цыбиковы, Аюшеевы – Тобхоонтон и др

Заключение

Современное состояние национальной культуры бурятского народа требует возрождения традиции составления родословных хроник. Имея в распоряжении высокие технологии, мы можем развить, модернизировать, приспособить к современным условиям данную традицию и сделать ее популярной среди населения. Родословные хроники, на мой взгляд, должны стать программами, содержащими документы текстового, мультимедийного формата. Имея в наличии такую родословную, человек станет более ответственным перед предками в своих поступках и будет ориентироваться в собственном происхождении и традициях своего народа. Такое качество отношения к традиции составления родословных хроник будет способствовать формированию полноценного потомства, повысит интерес у жителей  к историко-культурному наследию своей семьи. История любой семьи, уникальна точно так же, как удивительна жизнь каждого человека. Работая над  данной темой,  мне удалось систематизировать исторические и этнографические сведения о формировании основных родов  на территории села, составить родословную нескольких семей улуса Шибертуй, ибо составление родословной каждой семьи требует много времени. Я думаю, что работу надо продолжить, ибо уверена, что мне удалось возродить традицию составления родословных хроник, потому что многие учащиеся нашей школы заинтересовались этим и намерены собирать сведения о своем роде. Сведения об истории заселения улуса Шибертуй, летописи семей  и составление родословных таблиц жителей моего улуса, изучение литературы, периодической печати, встречи и беседы с жителями села мне дали возможность не только составить генеалогию своей семьи, но и  узнать историю своей семьи.

 

 

 

 

Литература

  1. Бахаев В.Б. История Бурятии. Часть 1. Учебное пособие., Улан-Удэ., 1995.
  2. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят, Улан-Удэ, 2000.
  3. Зориктуев Б.Р. Буряты, Улан-Удэ, 2000.
  4. Истомин И.Ф. История села Елань. Улан-Удэ, Изд.Респ. типография. 2002.
  5. Левшин Б. В., Обзор документальных материалов фонда академика С. Б. Веселовского, "Археографический ежегодник за 1958", М., 1960;
  6.  Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. Улан-Удэ, Бур. кн. изд. 1969 г
  7. Нейумина.Н.   Хочу все знать. Научно-художественный сборник.
  8. Рандалов Ю.Б. Социалистическое преобразование хозяйства, быта и культуры     бурятского улуса за годы советской власти, Улан – Удэ., 1967.
  9. Электронный учебник. Буряадай тYхын зохёолнууд болон угай бэшэгYд.,
  10. http://www.oldchita.org/documents/6-xixc-documents/677-1839hori.html
Категория: Мои файлы | Добавил: Shibertui
Просмотров: 2395 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск