Технология разработки социального проекта
Условием, определяющим необходимость разработки той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности. Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу. Успешность того или иного соцпроекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для организации. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды посредством конкретных целей, задач, действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Цель социального проектирования со школьниками: - привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; - включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования: - повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; - формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе; - закрепление навыков командной работы; - совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.). Главное – реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе. Социальный проект, подготовленный и реализуемый силами школьников, по своей природе – инициативный. Школьники – инициаторы социального проекта сами: 1. Выявляют одну из социальных проблем местного сообщества. 2. Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы. 3. Проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта. 4. Разрабатывают и реализуют проект а) сами завершают разработку проекта; б) обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и/или поддержать проект; в) сами реализуют свой проект. Основные требования к проекту 1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит: - этапы и конкретные сроки их реализации; - четкие и измеряемые задачи; - конкретные и измеряемые результаты; - планы и графики выполнения работ; - конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации. 2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату. 3. Последовательность и связность – логика построения частей и их обоснование. Цели и задачи вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом. 4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее. 5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта. 6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен. Технология разработки социального проекта:
Разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. 3. Определение целей и задач социального проблема. 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. 5. Составление детального плана работы. 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. 9. Составления бюджета проекта. 10.Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. 11.Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям. 12.Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников. Составление деловых предложений по разработанному проекту. Поиск делового партнера для реализации проекта. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. Получение необходимых ресурсов. Проведение плановых мероприятий. Контроль и оценка выполнения плана. Корректировка реализации проекта. Подведение итогов работы над социальным проектом. Анализ результатов работы по проекту. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты. 1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. 2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации. 3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе. 4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников. 5. наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела. 6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Риски: - отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников; - переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы; - провозглашение основной идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов; - отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Различают программы: - по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); - по направленности (комплексные, профильные и др.); - по стратегии (программы развития, деятельности и т.д.).
Описание проекта. Проект, как правило, включает: 1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной, решаемой проблемы). 2. Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач. 3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала). 4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий). 5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов. 6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
(Цыбикова Н.Д.)
|