Вторник, 30.04.2024, 07:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Цыбиковой Нимасу Данзановны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Методические рекомендации
Урок – исследование - деятельность учащихся и учителя, связанная с решением учащимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (пусть и с заранее известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы;
• повторение теории, посвященной данной проблематике;
• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
• обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Урок - исследование ограничен временными рамками - 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока - новые знания.
Главная цель урока - исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Ведущей ценностью урока – исследования является ценность процесса движения к истине. Урок - исследование - это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!!
Структура урока-исследования В структуре урока-исследования можно выделить следующую последовательность действий:
· актуализация знаний;
· мотивация учебной деятельности;
· создание проблемной ситуации;
· постановка проблемы исследования;
· определение темы исследования;
· формулирование цели исследования;
· выдвижение гипотезы;
· проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т. д.);
· интерпретация полученных данных;
· вывод по результатам исследовательской работы;
· применение новых знаний в учебной деятельности;
· подведение итогов урока; домашнее задание.
Предлагаемая учащемуся задача для исследования должна соответствовать его интеллектуальным возможностям. При затруднении учащихся выполнить задание, надо ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности. Приемы создания проблемных ситуаций:
· подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
· столкнуть противоречия в практической деятельности;
· изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
· предложить группе обучающихся рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиции командира, юриста, финансиста, педагога, родителя, врача и т. д.);
· побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
· поставить конкретные вопросы: на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
· поставить конкретные исследовательские задачи, например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
Основные этапы (шаги) при конструировании урока-исследования:
1-й шаг: Сформулировать обобщение урока. (содержательно-смысловой стержень урока). Например: «Разные насекомые по-разному готовятся провести зиму. Существуют разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения потомства».
2-й шаг: Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Учитель планирует для самостоятельного изучения как материал из учебника, так и несколько текстов, специально подготовленных им по материалам энциклопедий и познавательных журналов. Эти материалы должны быть различны по уровням сложности. Организуя исследование в малых группах, учитель осуществляет дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных возможностей.
3-й шаг: Определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае. Для детального изучения большого объёма нового материала – занятие строится в дедуктивной логике, если планируется общее ознакомление с обширным материалом по теме – стоит выбрать индуктивную логику построения.
4–й шаг: Сконструировать проблемную ситуацию для учеников, их мотивацию, спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. При этом учитель учитывает реальные возможности учащихся. Слишком трудное или слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации. Выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребёнка такого вопроса, ответом на который и будет являться планируемое обобщение. Поэтому очень важно определить, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, ради чего учитель планирует свой урок-исследование.
Например: На уроке, посвящённом изучению рек и морей, ученики приходят к обобщению: «Реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня рек». Этот вывод-обобщение отвечает на вопрос: «Куда текут реки и почему?». Этот вопрос возникает у детей в результате выполнения задания, предложенного учителем на этапе мотивации.
5-й шаг, организационный:
Продумать состав рабочих групп;
Распределить материал для изучения по группам;
Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего поиска;
Если на уроке предполагается этап применения, то необходимо продумать содержание этого этапа (на основе результатов проведенного исследования).
Итак, краткое содержание деятельности учителя при подготовке урока-исследования:
Сформулировать обобщение урока.
Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение. Определить тип учебного исследования (открытие нового или доказательство существующего правила).
Сконструировать проблемную ситуацию.
Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
Категория: Мои статьи | Добавил: Shibertui (12.11.2013)
Просмотров: 451 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск