В связи с внедрением в образовательный процесс программы социализации учащихся, основное внимание учителя должно быть направлено на расширение проектной деятельности. Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. Успех ученика в исследовании или проектной деятельности в большей мере определен грамотным руководством научно-исследовательской работой со стороны учителя.
Руководитель исследовательской работы должен стремиться научить каждого ученика:
определять цель проектной и исследовательской работы;
-уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;
-уметь определять гипотезу в проекте;
-уметь определять идеи и способы решения поставленных задач;
-уметь прогнозировать результаты проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и предложить критерии их оценки; -уметь определить допустимые сроки исполнения проекта;
-уметь работать с литературой, выделять главное;
-грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet;
- соблюдать права охраны программ и данных, соблюдать авторские права;
- знать правила оформления научной работы;
- уметь грамотно оформить работу;
-уметь подготовить доклад для выступлений на различных конференциях;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы; Ø уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы;
Основная цель руководства исследовательской работой учащегося – стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и исследовательской деятельности каждому ученику.
При этом учитель должен выполнить для себя задачи:
- Осуществлять руководство с достаточными полномочиями на принятие решений, способность действовать энергично и целеустремленно.
- Определять и четко формулировать цель и задачи.
- Обучать ученика, работающего над исследовательской работой;
- Постоянно корректировать ход реализации практической и теоретической частей работы (планирование, согласование, информация и обучение).
-Постоянно контролировать полученные результаты: систематически оценивать ход реализации проекта.
Для формирования одной из основных компетенций, а именно информационной компетенции необходимо сформировать у учащегося: Умение работать с учебной литературой:
-переписывать в тетрадь определения, правила схемы;
-выделять главное, сокращать текст до нескольких строк не искажая смысл;
-разбивать текст на несколько частей;
-составлять план, тезисы;
- находить в тексте необходимую информацию;
- конспектировать;
- делать сообщения. Умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот:
- графически и схематически представлять прочитанную информацию;
- читать и пояснять схемы и графики;
- использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала.
Умение критически мыслить:
- писать рецензии;
- писать аннотации;
-дополнять неполную информацию;
-находить ошибки в той или иной информации.
Умение воспринимать информацию из разных источников:
- подбирать заметки из разных источников, использовать средства глобальной сети Интернет;
- сравнивать изложение одних и тех же вопросов различных источников;
-уметь выявлять общее и находить различие;
-уметь работать со справочной литературой.
Вся работа над проектом разбивается на четыре этапа: диагностический, прогностический, организационный и практический.
План руководства исследовательской и проектной деятельностью
№ этапа Этап Содержание этапа № учебной недели
1 Диагностический этап. Выявление проблемы 1-2 2 Прогностический этап Разработка программы 3
Определение целей, задач, гипотезы 4 3 Организационный этап Создания плана реферата 5 Изучение литературы 6-8 4 Практический этап
Работа над практической частью
Определение целей и задач практической части.
Разработка сценария проекта 9-10 Работа над практической частью Решение практических задач 11-18 Работа над теоретической частью Работа над введением 19 Работа над теоретической частью Работа над содержательной частью.
Создание технической документации и инструкций для пользователя. 20-21 Работа над теоретической частью Работа над заключением 22 Подготовка доклада 23-24 Предзащита реферата 25 Защита реферата26 Доработка замечаний, подготовка к внешней экспертизе 27 Прохождение внешней экспертизы 28-31 Доработка работы по результатам внешней экспертизы 32-35
Программа предусматривает помимо проведения индивидуальных занятий чтение установочных лекций, проведение практических занятий, самостоятельных поисковых работ, самостоятельное создание учащимися проектов и защита этих проектов перед аудиторией. Особое место в данном курсе отводится практической и самостоятельной работе учащимися за компьютером. Программа реализуется за счет вариативного компонента, согласно с выбором учащегося, в 9-11 классах из расчета 1 час в неделю.
Как результат исследовательской работы была создана страничка на сайте школы и персональном сайте, разработаны компьютерные презентации по всем исследованым темам , которые используются на уроках.
Цыбикова Нимасу Данзановна
|