ШОУ «РИТМ» - инновационная модель
организации повышения квалификации учителей
Цыбикова
Нимасу Данзановна – учитель математики
Шибертуйской
средней школы
Бичурского
района
Современной
системе образования необходим педагог – не учитель в общепринятом смысле и тем
более не «предметник», а эрудированная, творческая, разносторонне
подготовленная личность, обладающая высокой педагогической культурой. Такой
подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом
деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько
специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и
педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы
нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Учитель
сегодня должен быть одновременно и профессионалом
и личностью. Для этого необходимо не
только теоретическое, но и практическое овладение педагогической культурой - совокупностью умений проявлять образцы личностно-ценностного
отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто
бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями
продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной
школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято
называть методической культурой.
Повышая
педагогическую и методическую культуру,
учитель ориентируется на потребности современного общества. Также важно,
чтоб учитель сам понял ценность развития своего мастерства, определил
пути и методы профессионального самообразования.
Как
же можно повышать свое педагогическое мастерство? Можно повышать уровень
профессиональной компетентности через курсы повышения квалификации, проведение и посещение обучающих семинаров, использование передового педагогического опыта, прохождение
дистанционных курсов, используя информационно-коммуникационные технологии, создавая
творческие группы учителей, занимаясь самообразованием.
Но самым главным
является стремление к нововведениям, в основе которого лежит глубокий анализ
противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на внешние условия и
изменять их. Вот для тех, кто ищет развития, личностного, профессионального,
духовного..., кто стремится вперед, является педагогом по
призванию, кому близко обучение на протяжении всей жизни и хочет
достигнуть поставленных целей, мы предлагаем Курсы повышения квалификации
в нашей Школе Обучения Учителей (ШОУ «РИТМ» - Результативных, Инициативных,
Творческих Модераторов»). Целью создания единого научно-методического
пространства – школы «РИТМ» является насыщение образовательной среды
профессионалами высокой категории и перевод профессионального общения и отношений
на более качественный уровень.
Школа Обучения Учителей «РИТМ» – это постоянно действующее открытое
образовательное пространство, где можно
·
получить реально работающие знания,
умения, навыки и качества, необходимые современному человеку;
·
получать самую современную информацию о
новых образовательных технологиях;
·
повышать свою квалификацию, изучать методическую литературу дистанционно;
·
эффективно готовиться к аттестации;
·
идти в ногу с новыми Федеральными
Государственными Образовательными Стандартами;
·
готовиться к участию в конкурсах,
фестивалях, конференциях педагогов;
·
пополнять свое профессиональное
портфолио;
·
обсуждать актуальные профессиональные
вопросы, получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
·
встречаться с коллегами и в удобной,
комфортной обстановке, проводить время с пользой и интересом для себя и своих
обучающихся.
А это возможно
при соблюдении участниками определенных методологических подходов. Ведущим
подходом мы считаем подход непрерывного образования, суть которого в
том, что в течение профессиональной деятельности развитие в системе повышения
квалификации может способствовать изменению содержания и структуры работы
учителя, проблемный подход, который характеризуется развитием
креативных способностей человека, осмысление собственных действий и их
результатов – основная идея рефлексивного подхода.
ШОУ
«РИТМ» - это самообучающаяся организация, уникальная форма
профессионального общения, в ходе которой презентуются оригинальные идеи,
зарождаются новые планы. Обучение в данной школе является мощным
источником и стимулом профессионального роста педагогов современной школы. В
основе школы - идеи партнерства, содействия, взаимодействия в обучении и
повышении квалификации педагогов. Прохождение программ
курсов предполагает присвоение категорий: учитель-«стажер», учитель-«практик», учитель-«технолог»,
учитель-«мастер». Каждая указанная профессиональная категория характеризуется с
трех позиций: уровень мотивации педагога; знания; умения.
В процессе обучения в школе присваивается звание преподаватель-модератор
и выдается сертификат. Модератор - это руководитель групповой работы,
посредник в процессе трансляции новшеств, который должен обладать новыми
умениями преподавателя. Модераторы выступают не как руководители или
эксперты, а являются равноправными партнерами, участниками повышения
квалификации, которые лишь сопровождают и «подталкивают» учебный процесс.
Сертифицированный
модератор:
·
имеет право
проводить очные семинары-тренинги на основании учебной Программы, переданной им
школой «РИТМ», в своем образовательном
учреждении на условиях договора;
·
имеет право
создать на базе своего образовательного учреждения опорную площадку;
·
имеет возможность открыть собственный мастер-класс
для учителей;
·
имеет право
оказывать обучающимся информационно-консультационную и методическую
поддержку;
·
имеет право быть внесенным в реестр
модераторов Программы курса;
·
имеет
возможность распространять среди педагогов образовательные продукты ШОУ;
·
имеет
возможность обсуждать, согласовывать и реализовывать совместные проекты ШОУ.
Одним из важных
принципов в процессе повышения квалификации выступает ориентация на проблемы
значимые для школы и для конкретных учителей. Поэтому предлагается
«Шведский стол» - форма организации учебного процесса, когда учителю предоставлена возможность выбрать из
многообразия предлагаемых тематических блоков наиболее значимые и интересные
для него.
Следующим
принципом повышения квалификации учителей является ориентация на практику. Это
означает, что опыт, полученный в процессе повышения квалификации, предназначен
для применения в школьной практике. Практическая ориентация подразумевает также
развитие у учителя представлений о желательных преобразованиях в школе, о том,
какой школа будет в будущем. Одновременно повышение квалификации дает
возможность учителям анализировать новый научный материал, важный для
проектирования уроков.
К работе по
повышению квалификации привлекаются новые лица – модераторы, тьюторы, учителя - победители конкурса в
рамках ПНПО, республиканских конкурсов «Учитель года», участники ассоциаций
творчески работающих учителей, временных инициативных коллективов - опытные специалисты, знающие все тонкости своей профессии, что
делает обучение практически ориентированным. Организация системы повышения
квалификации осуществляется через сеть экспериментальных площадок и базовых
школ, мобильных тематических семинаров, чем обеспечивается широкое пространство
диалога всех членов педагогического сообщества.
Формы повышения квалификации учителей, используемые
в школе, можно квалифицировать по количеству участников на:
·
коллективные –
лектории, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинги, предметные
недели, выставки, конкурсы мультимедийных презентаций, научно-практические
конференции;
·
групповые –
объединения учителей по профилям, творческие группы, деловые игры,
взаимопосещения уроков и рефлексия, просмотр и обсуждение видеозаписей
«показательных» уроков, семинары;
·
индивидуальные
– наставничество, консультации и собеседования, работа над индивидуальной
творческой темой, созданием мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ
собственных уроков, самообразование.
Методы
и формы:
Лекции:
лекции-дискуссии,
лекции-диспуты, видео-лекции, семинары, рефлексивное наблюдение и активная
практика (исходной точкой для теоретического обоснования этой формы
обучения часто служит «формула» Д. Познера:
«опыт + рефлексия = развитие»), обучение на практических
примерах и ситуациях (или «метод
кейсов»), микроуроки, написание и защита научно-исследовательских
работ, работа творческих групп,
проведение научных исследований, тематические проекты, создание
интернет-портфолио, конкурсы мультимедийных презентаций, рефлексивный
анализ, коучинг и другие.
Можно
обучаться по дневной, вечерней,
очно-заочной и заочной формами обучения,
но сейчас, в эпоху бурного развития информационно-коммуникативных технологий,
реальной альтернативой традиционного обучения становится дистанционное
обучение, при котором в учебном процессе используются лучшие инновационные
средства и формы обучения, основанные на новейших технологиях. Можно создать
значительное количество образовательных сайтов, посредством которых проводить
дистанционное повышение квалификации учителей. Особенно привлекательным в
дистанционном обучении является мобильность информации, гибкость и адаптивность
как содержания, так и процесса обучения, доступность и индивидуализация.
Как более
гибкая система, образование должно
динамично изменяться в соответствии с изменяющимися потребностями
социума, обеспечивая максимальную эффективность обучения, ориентируясь
на внешний заказ, на потребности педагогов и запросы региональной системы
образования.
В
данной модели повышения квалификации особое внимание уделяется развитию креативных способностей педагога.
Школа Обучения Учителей является
открытой системой, работающей на
принципах самоорганизации, находящаяся в
режиме инновационного развития. Открытость содержательной и методической
системы курсовой подготовки позволяет
слушателю определиться с собственным учебным планом, а при дистанционных формах
повышения квалификации – и с темпом прохождения программ, в состав которых входят информационные,
методические, проблемные, проектировочные, тренинговые модули.
Модули:
1. Новые подходы в
преподавании и обучении.
2. Обучение критическому
мышлению.
3. Оценивание для обучения и
оценивание обучения.
4. Использование информационно
коммуникационных технологий в преподавании.
5. Обучение талантливых и
одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в
соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в
обучении.
8. Диалоговое обучение
9. Обучение развитию
коммуникативных способностей, т. д.
Модули
составляют сами обучающие и обучающиеся, тематика основывается на запросах.
Инициативы
закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых
починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление
групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические,
психологические, проективные и социокультурные идеи.
Мероприятия в рамках школы:
1. «Фестиваль педагогического мастерства» (педагог
получает оценку эффективности и востребованности его опыта в педагогическом
сообществе на основе его профессиональной активности и практических
результатов, достигнутых в процессе роста профессиональной компетентности)
2. Создание информационной карты
инновационного опыта обучающихся. (определенное количество баллов, полученных
педагогом может быть приравнено к максимальному количеству баллов для аттестации (показатели продуктивности
деятельности).
3..Конкурс «Урок-шедевр» (на лучший образец модели современного урока, нестандартного
и оригинального)
4. Встречи лидеров образования в формате
школы «РИТМ»;
5.Фестиваль медиауроков