Четверг, 25.04.2024, 21:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Цыбиковой Нимасу Данзановны

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей


Социализация учащихся через научно-исследовательскую и проектную деятельность
Социализация детей через проектную и научно-исследовательскую деятельность"
 Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является социализация учащихся. Социализация с точки зрения педагогики - это организация особым образом образовательного процесса, в ходе которого ребенок целенаправленно усваивает опыт культуры, систему ценностей и отношений, развивает разнообразные способности, осваивает свой путь вхождения в общество, или овладевает ключевыми компетентностями. Одним из факторов успешной социализации ребенка является предоставление ему возможности раскрыть свои таланты, заниматься любимым делом, самореализоваться. Часто обучение сводится к простой репродукции информации, в результате не происходит овладения методами научного познания, научные знания не транслируются в обыденную жизнь. Практический опыт показывает, что настоящее воспитание начинается там, где дети включаются в серьезное дело с реальными трудностями, которые требуют полного напряжения его умственных и физических сил. Поэтому социализация учащихся рассматривается нами как задача, процесс и результат работы учителя с детьми в школе, предполагая адаптацию человека к меняющимся условиям, требованиям общества, социума, сохранив при этом свою индивидуальность. Мы определили те предметы воспитания, социализирующее влияние которых на детей на сегодня максимально. Это приобщение молодого поколения к исторически-культурным традициям, формирование гражданско-патриотических чувств, обеспечение творческой самореализации и профессионального самоопределения, воспитание лидеров. Реализация их возможно, если удастся:
 -создать такие условия, при котором социум может стать воспитывающим;
 -развить педагогику творчества; -развить движение наставничества;
 -поднять значимость профессионального самоопределения, как фактора позитивной социализации;
 -сформировать систему воспитания лидеров;
 -восстановить приоритеты духовности, нравственного и физического здоровья.
 Сначала этого учебного года в школе началась реализация проекта «Современная сельская школа - территория социализации учащихся», который направлен на содействие решения проблемы успешной социализации детей в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г.г. и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
 Реализация проекта позволит смягчить проблему перехода школьников из детства и отрочества во взрослую жизнь через овладение различными методами познания жизненной реальности; умение выбрать соответствующие инструменты, позволяющие действовать адекватно или менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.
 Особенностью проекта является то, что образовательная программа будет выступать как особая форма общественной практики, предполагающее вовлечение учащихся в социально-значимые проекты местного сообщества, привлечение опытных людей - наставников, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни Реализация потребности учащихся к самореализации возможна в школе, адекватной психологическому, эмоциональному состоянию детей, поэтому создание обогащенной образовательной среды, где формируются новые модели взаимодействия базового и дополнительного уровней образования – задача новой школы. Наработанный опыт (2005-2010гг.) инновационной проектной работы школы позволяет решать проблемы реализации потребности учащихся в самореализации с помощью построения образовательной траектории на разных видах деятельности, включая и социальную практику. В свою очередь, социальная практика предполагает участие детей в различных социально-значимых проектах поселения, также спектр программ дополнительного образования с учетом региональных традиций, индивидуальных потребностей детей, их родителей. Для обеспечения потребности к самореализации учащихся и для того, чтобы образование приобрело индивидуальную значимость, стало эффективным, надо на основе содержательного анализа и обобщения учебного материала образовательную деятельность построить так, чтобы не было практически деления на части как основного и дополнительного. Многообразие форм и способов данной целостности предоставит детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а учителям - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. Поэтому основной задачей данного проекта является создание системы общего образования, образовательной технологии по содержанию включающая и основное и дополнительное образование. Время требует сейчас вносить в процесс обучения продуктивные коррективы, новшества радикального характера по каждому из преподаваемых предметов. Все предметы содержат в себе богатейшие образцы человеческого мышления, моделей, загадок, проблем, которые могут быть включены в программы. И задача каждого предметника – это развитие базовых знаний, увеличение личностного потенциала, вывод на социально-значимую деятельность в рамках своего предмета, формирование школьного компонента учебного плана с учетом интересов и предложений учащихся и запросов родителей, разработка в каждом направлении проекта метапредметных занятий в т.ч. электронных (экскурсий, музыкально-литературных гостиных, творческих мастерских, конференций и т.п.) Создание электронной образовательной среды, включение в образовательный процесс электронных форм обучения, работа в режиме оn-line или off-line. Проведение добровольных и обязательных процедур оценивания достижений учащихся, введение открытой защиты учеником своей деятельности как формы итоговой аттестации за полгода, за год на "Фестивале ученических достижений" Мы стараемся на уроках предоставить учащимся шанс использовать свои знания, дать возможность убедиться в осмысленности повседневной учебной деятельности. Создание ситуации, где пригождаются школьные знания, где почувствуется их дефицит, где придет понимание, что знание – это инструмент социализации и позиционирования себя среди других. Например, на уроках математики разработаны проекты: «Задачи на построения», «Четырехугольники», «Задачи на оптимизацию», которые реализуются на уроках. Результатами данных проектов стали доклады «Построения одной линейкой» (дипломант республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее»), «Построения арифметических действий», «Построения с помощью «пятака» (II и III места на районной научно-практической конференции). «Путешествие мухи по поверхности куба», который прочитан на районной научно-практической конференции (III место), готовятся доклады на тему «Наилучший вариант». Жизнь требует самостоятельной работы с большим объемом информации, с самостоятельным поиском и анализом, с проявлением инициативы. По статистике ученик говорит, обсуждает информацию, объясняет, отвечает на вопросы на уроке не более двух минут. Как должны мы обучать в таких условиях? Учитель должен подобрать список книг (параграфов), статей (в том числе из Интернета), которые будут обсуждаться на следующих уроках. В течение определенного времени учащиеся могут подойти, чтобы обсудить сложные вопросы. Весь материал и вопросы должны быть выложены на сайте школы. Ученику не нужно записывать, его задача – разобраться во всем, иметь свою точку зрения. Таким образом – это совершенно иной подход к обучению: знания не получают, а приобретают. Если ты пришел учиться, то учись, тебе помогут. Проявляй активность и ответственность. Благодаря информационным технологиям ребенок получает уникальную возможность учиться в любом месте и в любое время. Полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Попросту не хватает времени, на уроке можно только отрабатывать отдельные элементы исследовательского метода. Чтобы активизировать исследовательскую деятельность, поисковую активность школьников, надо планировать экскурсии, экспедиции, изучать в реальности источники новых сведений, которые создают прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений и выводов. Накопление фактов использования способов социализации личности на материалах каждого урока – это одна из задач, которая должна решаться в рамках данного проекта Развитие базовых знаний в формате новых стандартов, вывод на социально-значимую деятельность будет происходить не только на уроках, но и в "Школе Добра" - школе дополнительного образования. "Школа Добра" - это предметная школа, организованная в форме учебных занятий, семинаров, мастер-классов, летних выездных практик, экспедиций, образовательных поездок и т.п, созданная на основе научно-предметного подхода. Особенностью данной школы является то, что учащиеся свободны в своем творчестве, они не ограничены во времени на учебных занятиях могут проявлять свои творческие способности, не ограничены рамками учебной деятельности. Включены в программу школы предметы, которые учат понимать тексты, мыслить нестандартно, общаться со сверстниками, взрослыми, (психология, управление собой, и.т.п), которые учат специальным образом развивать и совершенствовать ребенка. Деятельность учащихся в "Школе Добра" осуществляется в формах исследований, защиты проектов. Организация деятельности разновозрастная и имеет открытый характер. Необходимое условие в процессе деятельности учащихся - это переход от деятельности под руководством наставников к самостоятельной работе. На занятиях в этой школе учащиеся расширяют и углубляют базовое образование, предполагается участие в эвристических олимпиадах. Занятия в "Школе Добра" проводятся 1 раз в неделю. В каникулы - каникулярные сессии, летом - экспедиции. Стать участником "Школы ДОбра" может любой желающий. Предоставляется возможность конвертации оценки, полученной в данной школе в отметку по учебному предмету, что должно являться привлекательным для учащихся. Каждое направление школы имеет куратора из числа учителей и научного руководителя - завуча школы. Учителями предметной школы могут стать не только учителя - предметники, работающие в школе, но и привлеченные специалисты, предлагающие новые образовательные проекты При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса со все более полной реализацией требований к результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе – в направлении формирования ИКТ-компетентности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в том числе – Государственной итоговой аттестации. В рамках действующей образовательной программы школы реализуются следующие проекты: «Тоонто», «Аянга», «Эрмэлзэл», «Дамжулга», «Тамир», «Одон». Перечисленные проекты имеют точное свое назначение и вписаны в общую структуру учебной деятельности учащихся. Для эффективной социализации учащихся через проектную и  исследовательскую деятельность в школе имеются все условия:
 • Наличие реализаторов – учителей, разделяющих основные идеи проекта, научного исследования, владеющих техниками деятельности и готовых к такой работе
 • Наличие системы проектов, задающих конкретные рамки деятельности для всех участников проекта и поставляющих конкретные результаты, обеспечивающие поэтапное продвижение и развитие проекта
• Выстроенная система управления, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности В рамках проектов, реализуемых в школе, учащиеся начинают осознавать, что можно не только "брать" и "потреблять " знания, но и "отдавать", проявляя свою социальную активность, меняется у них ориентация с себя на окружающую действительность. Исследование сельского социума, разработка перспективы развития села, планирование благоустройства и озеленения, проведение диагностики экологически опасных объектов, организация наиболее значимой системной деятельности по изучению истории и традиций своей школы, малой и большой Родины, по увековечению памяти, погибших защитников Родины, созданию и укреплению Сообщества выпускников, создание музейного ресурса в целях создания учебно-информационного сопровождения уроков краеведения - это далеко неполный перечень содержания индивидуальных образовательных программ, которые строятся на основе деятельностей, реализуемых в школе. В рамках проектов, реализуемых в школе, учащимися проведены исследовательские работы и результаты представлены в виде докладов на различных конференциях по разной тематике:
 • «Этническое прошлое бичурских бурят» (Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского. г. Москва);
• «Происхождения названий сел Бичурского района» (Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского. г. Москва);
 • «Исследования состояния и уровня этнической толерантности жителей улуса Шибертуй» (Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского. г. Москва);
 • «Исследования психотипа учащихся школы для профессиональной ориентации» (Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее», Всероссийская очная конференция «Первые шаги в науку». г. Обнинск)
 • «Исследования религиозных традиций современной бурятской семьи» (Всероссийская очная конференция «Национальное достояние России»);
 • «Восстание 30-х годов в улусе Шибертуй» (Всероссийская очная конференция «Юность.Наука.Культура» г. Обнинск);
 • «История улуса Шибертуй в народном песенном творчестве» (Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»);
 • «Человеческий капитал улуса Шибертуй» (Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее») и. т.д.
 Все работы рассмотрены авторитетными членами жюри - учеными, высоко оценены и рецензированы, что позволяет нам утверждать, что получен практически значимый конкретный результат, и выполнено вхождение в общественную деятельность.
 В настоящее время в школе отсутствует система оценки как самих компетентностей, так и приобретенного положительного социального опыта. Поэтому проектом предусмотрены в рамках «Творческой Педагогической Лаборатории» разработка методики оценки готовности учащихся к решению проблем социальной практики, представлены программы оценивания функциональной грамотности, общекультурной компетентности. Проект решает вопросы применения на практике деятельностных методов оценивания учащихся, использования в образовательном процессе ситуационных заданий и задач, обеспечивающих освоение теоретического материала для решения проблем социальной практики, привлечения родителей учащихся не только к оценке образовательных результатов, но и предполагает возможность участия родителей в образовательном процессе (проведение уроков, бесед, лабораторий). Для позитивной социализации учащихся обязательно участие опытных людей, которые могут служить примером, бескорыстно и ненавязчиво учить жизни - наставников. Социализация – это новый, совершенно необходимый для полной оценки качества знаний результат и идет она в процессе освоения ребенком социума, его традиций, норм и ценностей. Разработка практико-ориентированных моделей новой школы - творческого объединения детей и взрослых, в русле которого органично и естественно социализируется ребенок, становится требованием времени. Мы должны сделать школу местом для взращивания уникальных творческих людей.
Категория: Мои статьи | Добавил: Shibertui (20.06.2012)
Просмотров: 3799 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск